Беседы о семейном чтении

08.03.2017 12:51

ПРОБЛЕМЫ детского чтения начинаются, как известно, со взрослых. «Вечно занятым» родителям проще включить ребёнку телевизор или компьютерную игру, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. Хотя бы потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая с мытьём посуды или любимым сериалом. Вот оно, слово, из-за которого я поставила кавычки у «вечно занятых».

Исследования показывают, что средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач 3 часа в день, средний, работающий – два! Умножим на 7 дней. Минимум 14 часов в неделю – полный  день от подъёма до отбоя. А потом мы говорим, что нет времени читать детям ... И жалуемся, что дети все больше «уходят» в компьютер. Если вдуматься, увлечение виртуальным миром или уход подростка «на улицу» во многом результат именно этого. Они ищут компенсацию недостатку общения.

А ведь чтение вместе – это  и есть общение. И нужно-то на него 20 минут в день. Традиция семейногo чтения – очень  важная часть в системе семейногo воспитания и ценностей. И не надо думать, что она уйдет в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это  не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший, на мой взгляд, способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное.

Как правило, под семейным чтением подразумевают общее или только взрослыми для детей чтение вслух. Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребёнок, не умеющий читать, приобщается главным образом к книге. Процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития ребёнка момент совместного действия, сопереживания.

 Кроме того, доказано, что если ребёнок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей, слышащих только разговорную речь.

Семейное чтение становится важной частью домашнего уклада, когда оно превращено в ритуал. Например, читают вслух, когда уже все собрались после рабочего дня,  после ужина или перед сном. Хорошо, если к этому времени у ребёнка закончены все текущие дела (уроки, уборка игрушек, умывание  и т.п.). В предвкушении чтения и эти дела, которые  часто вызывают проблемы, пройдут легче. Важно  не превращать чтение в орудие поощрения или наказания. Не стоит говорить: «Уберёшь игрушки – почитаю». Лучше предположить, что они и так будут убраны, но «чем быстрее ты уберешь игрушки, тем больше мы успеем прочитать».

Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребенка или настроения взрослых в течение дня, иначе пропадает интерес к чтению, так как  процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит не вечером, а среди дня, то очень важно, чтобы это было не в суете одновременно с домашними делами, а как специальное дело: сидя рядом, не отвлекаясь на телефон и другие разговоры.  Такое чтение формирует взаимопонимание детей и взрослых.

После первых сказок и коротких рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на много дней.

Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами. Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребенка нелёгкую работу, и он еще долго не сможет получать удовольствия от сюжетных ходов и языка книги, будучи поглощённым самим процессом чтения. Во-вторых, и в-главных, семейное чтение – важнейший  момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития малышей тактильные ощущения столь же важны как и другие) и сопереживание, и обсуждение.

Закончив чтение, предложите ребенку тихонько самому подумать о том, что будет в книге дальше. На следующий день перед началом чтения попросите напомнить вам о том, что было в книжке вчера, и поделиться тем, как он себе представляет развитие действия. Это помогает ребёнку лучше вникнуть в текст и развивает его речь и воображение.

Есть семьи, где традиция совместного чтения не прерывается, когда дети уже выросли. Объединение семьи вечером за общей книгой не мешает каждому в другое время читать свою книгу и вести свою жизнь, но помогает единению семьи и взаимопониманию, что особенно важно, когда дети – подростки.

Могут, например, дети-подростки и родители читать и порознь, не вслух, одни и те же книги, рекомендуя друг другу и потом обсуждая. Такая традиция, во-первых, объединяет детей и родителей, порождая взаимопонимание и в других вопросах, не только в литературных, а во-вторых, помогает подростку читать самые сложные (так называемые «взрослые») литературные произведения, разбираясь в них вместе со взрослыми.