Тема опыта «Формирование  регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проведения лабораторных работ при изучении арифметического материала курса математики»

Раздел I.

Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

Автор опыта работает учителем начальных классов в МБОУ «Гимназия №18». Образовательное учреждение расположено в микрорайоне Олимпийский. В гимназии реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности, воспитательная система «Школа самоопределения личности», действует комплексный музей «Наследие». Социокультурное пространство гимназии: центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина, СДЮСШОР им. А. Невского, МБУ ДО «Детская школа искусств №2», МБУ ДО «Детская музыкальная школа №5», комната школьников "Гелиос" МБО ДО ЦЭБО, площадь Победы, аллея Славы, парк Металлургов. Все это способствует благоприятному личностному развитию школьников.

Обучение ведётся по УМК «Школа России».  В классе, где работает педагог, 26 человек. В полных семьях проживают 18 человек, в неполных -
8 человек. Все семьи являются благополучными. Социальная среда достаточно разнообразна: служащие - 60%, рабочие -  32%, безработные - 8%. Большинство родителей учащихся класса имеют высшее образование - 62% (средне-специальное – 28%, среднее - 10%). Родители проявляют интерес к развитию интеллектуальных, физических, творческих способностей своих детей.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла потребность пересмотреть формы и методы обучения в контексте необходимости эффективного формирования универсальных учебных действий, определить, согласно п.7 ФГОС НОО, системно-деятельностный подход в обучении как приоритетный. Для реализации нового стандарта необходимо изменить парадигму образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности как субъекта жизнедеятельности, который умеет ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Автора заинтересовала проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у ученика, его развития как личности. В решении данной проблемы автор видит свою главную задачу.

Для изучения исходного состояния сформированности регулятивных универсальных учебных действий у учащихся первых классов в 2014 г. Оксана Александровна  использовала следующий диагностический инструментарий:

- тест Б. Бурдона (позволяет определить сформированность произвольного внимания у учащихся);

- тест Тулуз-Пьерона (позволяет определить скорость переработки информации, способность к концентрации внимания);

- методика А.Л. Лурия «10 слов» (позволяет оценить умение запоминать, сохранять, воспроизводить информацию).

В диагностике участвовали 26 учащихся класса. Результаты исследования представлены на диаграмме:

 

Результаты исследования показали, что низкий уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий имеют 69% учащихся, средний – 19% и высокий – 12%.  Следовательно, определилась необходимость поиска форм организации учебной деятельности, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий.

Актуальность опыта

 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года выделяются три группы образовательных результатов: предметные, метапредметные и личностные. В свою очередь метапредметные универсальные учебные действия состоят из регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД. Следует заметить, что в начальной школе на уроках математики всегда уделялось должное внимание формированию познавательных УУД, частично велась работа по формированию коммуникативных УУД. Формирование же регулятивных универсальных учебных действий явилось наиболее сложным процессом, так как умению «учить себя» в традиционном обучении не было уделено достаточно внимания. Они формировались только посредством самостоятельной работы с учебником. Однако в условиях реализации ФГОС НОО требования к результатам обучения предполагают выход за обозначенные рамки. Следовательно, у учителя начальной школы появилась необходимость поиска таких методов преподавания, которые будут формировать, в том числе, и регулятивные УУД.

Этот факт дает обоснование актуальности заявленной темы опыта, ведь для успешного обучения регулятивные универсальные учебные действия должны быть сформированы уже в начальной школе. Особая роль отводится уроку математики. Важное место в содержании начального математического образования занимает изучение арифметического материала. При его сознательном усвоении учащиеся учатся принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения, определять наиболее эффективные способы достижения результата, планировать, контролировать и оценивать учебные действия, воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Этот факт также доказывает актуальность темы АПО.

 Анализируя вышеизложенное, можно говорить о противоречиях:
 - между требованиями ФГОС НОО, направленными на формирование предметных, метапредметных, личностных УУД и традиционными дидактикой и методикой, ориентированными на достижение нормативных ЗУНов;

- между необходимостью внедрения в процесс образовательной деятельности методов, способствующих формированию регулятивных УУД и недостаточной их разработанностью в современной педагогике;

- между возможностью самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности и заданиями учебника, носящими преимущественно репродуктивный характер.

Указанные противоречия обусловили необходимость поиска метода преподавания, который будет способствовать формированию регулятивных УУД. Вариантом такого метода обучения, по мнению автора АПО, является метод лабораторных работ. Лабораторные работы эффективны для формирования регулятивных УУД, так как:

- позволяют организовать как самостоятельную, так и групповую работу учащихся для получения нового знания,

- проводятся по строго заданному алгоритму, который разрабатывает учитель или сами учащиеся под руководством учителя,

- полученные в ходе проведения работы данные записываются знако-символьным языком в заранее подготовленные таблицы или карты,

- заполненные в процессе проведения таблицы или карты помогают провести предметную и личностную рефлексию деятельности каждого учащегося;

Кроме того, метод согласуется с наглядно-образным мышлением, характерным для ученика начальной школы, развивает самостоятельность, ответственность, волевые качества.

Проанализировав содержание современных программ по математике для начальной школы М.И. Моро, Н.Ф. Виноградовой, Л.П. Петерсон,
А.Л. Чекина, Г.В. Дорофеева, автор опыта делает вывод, что в них уделено внимание лабораторным работам, но их проведение носит эпизодический характер, и проводятся они только при изучении геометрического материала. Между тем изучаемый в начальной школе арифметический материал предоставляет достаточно возможностей для проведения лабораторных работ, что позволяет осуществлять деятельностный подход в обучении, сделать более привлекательной и разнообразной образовательную деятельность.

Таким образом, метод лабораторных работ способствует формированию не только предметных результатов, но и метапредметных УУД, в том числе регулятивных.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта заключается в определении путей формирования регулятивных УУД у младших школьников на уроках математики посредством системы лабораторных работ.

 

Длительность работы над опытом

Работа по формированию регулятивных универсальных действий посредством проведения лабораторных работ проходила в три этапа:

Первый этап – начальный (констатирующий): сентябрь – октябрь 2014 г.

Второй этап – основной (формирующий): ноябрь 2014 – февраль 2017 г.

Третий этап – заключительный (контрольный): март 2017 г.

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности  регулятивных универсальных учебных действий школьников.

На формирующем этапе была создана система лабораторных работ, которая в условиях реализации ФГОС НОО будет способствовать эффективному формированию регулятивных УУД.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность применения метода лабораторных работ на уроках математики для решения обозначенной педагогической проблемы.

 

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой уроков математики в 1-3 классах с включением лабораторных работ, способствующих формированию регулятивных УУД.

Теоретическая база опыта

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы обучения и воспитания. Термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний и формирование умений [15].

Метапредметные УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) – это способы деятельности, применяемые как в рамках образовательной деятельности, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов [15].

Регулятивные УУД – это способность организовать свою деятельность: принимать, понимать учебную задачу, планировать, корректировать действия, адекватно оценивать свои действия и действия других [15].

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчинённая роль ученика не могут способствовать формированию метапредметных универсальных учебных действий и, в частности, регулятивных УУД. Современной школе, реализующей ФГОС НОО, требуются новые отношения, современные педагогические технологии, эффективные формы организации образовательной деятельности, активные методы обучения.

Одним из таких методов, по мнению Коломниковой О.А.,  является проведение лабораторных работ.

Лабораторная работа – это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выпол­няют определенные практические задания и в процессе их выполнения вос­принимают и осмысливают новый учебный материал [13].

Проведение лабораторных работ на уроке математики при изучении арифметического материала – явление не новое. Ю.М.Колягин отмечает, что в трудах математиков-методистов С.И. Шохор-Троцкого, Д.Д. Галанина, Н.В. Бугаева, Л.В. Глаголевой, И.Ф. Шарыгина есть подтверждение эффективного применения метода лабораторных работ при изучении арифметического материала [9]. По мнению профессора И.Ф. Харламова, лабораторные работы, как метод обучения, во многом носят исследовательский характер. Они пробуждают у учащихся глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем [12].

Такие ученые, как Д. Валлис, А.К. Клеро, Ж. Масе, В.Г. Спенсер,
В.В. Бобынин, П.Ф. Каптерев, М. Клайн, Ф. Клейн, В.В. Давыдов в своих трудах отмечали повторяемость сущностной направленности интеллектуального формирования человечества и отмечали высокую эффективность формирования познавательных и регулятивных действий при использовании заранее обозначенных алгоритмов действий при получении нового знания [3].

Для подтверждения важности использования лабораторных работ в обучении математике следует обратиться к одному из важнейших положений организации учебной деятельности – принципу наглядности. Я.А. Коменский по праву называет его «золотым правилом дидактики», исходя из которого, в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. [9]. Наглядность в обучении может быть представлена не только разнооб­разными иллюстрациями, демонстрациями, использованием ярких примеров и жизненных фактов, но и проведением лабораторных работ.

Также подтверждением целесообразности использования лабораторных работ является «теория поэтапного формирования умственных действий», разработанная П.Я. Гальпериным, Н.Ф. Талызиной и др. «Чтобы сформировать любой умственный навык или умение, надо вначале создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными объектами, затем перевести его вы­полнение на вербальный (словесный) уровень. Это позволяет реаль­но управлять процессом формирования умственных действий» [10].

Таким образом, автор считает рациональным организацию лабораторных работ при изучении арифметического материала для формирования регулятивных УУД, так как данный метод предполагает самостоятельную парную или групповую работу в процессе получения нового знания, учит определять цель учебной деятельности и следовать заданному алгоритму для ее достижения, предполагает личностную и предметную рефлексию деятельности, требует концентрации произвольного внимания.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании системы уроков математики начальной школы по изучению арифметического материала с включением в них лабораторных работ для формирования регулятивных УУД.

 

Характеристика условий,

в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может быть реализован в различных общеобразовательных организациях с учащимися начальной школы при организации классно-урочных занятий, независимо от используемого учебно-методического комплекта. Так как лабораторная работа является одним из этапов урока и не требует больших затрат времени, то и  изменений в календарно-тематическом планировании не требуется.

 

Раздел II.

Технология описания опыта

Целью данного педагогического опыта является формирование  регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проведения лабораторных работ при изучении арифметического материала курса математики.

 Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1. Введение в педагогическую практику организации образовательного процесса с включением лабораторных работ для успешного формирования регулятивных УУД;

2. Создание условий по развитию  регулятивных УУД на уроках математики посредством проведения лабораторных работ, способствующих дальнейшему успешному обучению младших школьников;

3. Создание системы уроков математики в 1-3 классах с включением лабораторных работ;

4. Создать банк лабораторных работ и включить их в тематическое планирование при изучении арифметического материала начального курса математики.

 

Описание содержания обучения

Лабораторная работа – это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выпол­няют определенные практические задания и в процессе их выполнения вос­принимают и осмысливают новый учебный материал [13].

Лабораторная работа может проводиться в группах или парах. Так как целью ее проведения является открытие нового знания, то она организуется на уроке изучения нового материала на этапе получения нового знания.

Лабораторные работы могут носить  иллюстративный или исследовательский характер. Учитель составляет инструкцию, а ученики, согласно алгоритму записывают результаты работы в виде рисунков, заполненных схем, таблиц, карт.

Перед выполнением лабораторной работы проводится проверка знаний учащихся – их теоретической готовности к выполнению задания.

Структура  лабораторной работы основана на рекомендациях
С.А. Смирнова [13] и состоит из следующих этапов:

1)  определение темы занятия и задач лабораторной работы;

2) определение порядка лабораторной работы или отдельных ее этапов;

3) непосредственное выполнение лабораторной работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;

4) подведение итогов лабораторной работы и формулирование основных выводов.

Лабораторная работа может носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

В ходе лабораторной работы учащиеся выполняют действия с оборудованием для получения нового знания и полученные результаты записывают в карты, которые учитель раздает перед началом лабораторной работы для каждой группы.

Итогом проведения лабораторной работы будет открытие нового знания и заполненная карта, которая имеет следующую структуру:

1.                     Задание, которое приведет к мысли о необходимости открытия нового знания.

2.                     Задание, выполнив которое, учащиеся откроют новое знание.

3.                     Графическое изображение изучаемого.

4.                     Правило или выводы по изучаемой теме, которые необходимо самостоятельно дополнить.

5.                     Задание на применение нового знания.

6.                     Вопрос, связывающий новое знание с реальной жизнью. (Приложение 2)

Рассмотрим подробнее, какие конкретно регулятивные УУД формируются при проведении лабораторной работы и заполнении карты.

 

№ п/п

Этап лабораторной работы

Самостоятельная работа учащихся по карте

Формируемые регулятивные УУД

1 класс

2 класс

3 класс

1

Определение темы занятия и задач лабораторной работы.

Выполнение задания, которое приведет к мысли о необходимости открытия нового знания.

 

Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем.

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности

Понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи

2

Определение порядка лабораторной работы или отдельных ее этапов.

 

Принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему, понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи.

Составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения.

3

Непосредственное выполнение лабораторной работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности.

Задание, выполнив которое, учащиеся откроют новое знание.

Выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.

Выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки.

 

Графическое изображение изучаемого.

 

Осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию.

Выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки.

Выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки.

Правило или выводы по изучаемой теме, которые необходимо самостоятельно дополнить.

Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

Оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления.

Самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах.

Задание на применение нового знания.

 

Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

В сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.

Решение учебной задачи наиболее рациональным способом.

4

Подведение итогов лабораторной работы и формулирование основных выводов.

Вопрос, связывающий новое знание с реальной жизнью.

Познавательная и личностная рефлексия.

Контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.

Выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

В ходе лабораторной работы на каждом этапе ученик учится фиксировать удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.


 

По мнению автора, проведение лабораторных работ при изучении арифметических тем в 4 классе будет нерационально, т.к. в указанном классе изучается нумерация многозначных чисел, операции с многозначными числами. Лабораторные работы в 4 классе будут организованы при изучении геометрических тем курса. Например, при измерении площади фигуры палеткой, вычисление площади квадрата и прямоугольника.

Таким образом, при проведении лабораторной работы у учащихся 1-3 классов формируются все  регулятивные УУД, указанные в программе по математике УМК «Школа России» [2].

Все лабораторные работы для 1-3 классов автор разделила на группы по концентрам, т.к. характерной особенностью начального курса математики является концентрическое  расположение в нем учебного материала.

Проведение лабораторных работ требует предварительной подготовки учителя и наличия оборудования для нескольких групп учащихся.

В качестве оборудования на занятиях выступают следующие измерительные приборы:

·               листы белой и цветной бумаги, разделенные на квадраты, и ножницы (в своей практике автор чаще использует листы с перфорацией в местах разделения квадратов);

·               тесьма или мотки пряжи для вязания;

·               листы цветной бумаги;

·               пластиковые стаканы объемом 50 мл, пластиковые мерные емкости;

·               чашки с песком для учителя и с крупой для учащихся;

·               деревянные линейки, длиной 10 сантиметров;

·               детские весы с чашами и гирьки различного веса.

При изучении первого концентра «Десяток» в первом классе уже целесообразно проводить лабораторные работы, длительность которых не превышает 5-6 минут. (Приложение 1)

Эта группа лабораторных работ будет носить репродуктивный характер. Результатом проведения лабораторной работы в указанном концентре будет формирование представления об изучаемом числе, способы его получения (состав числа), определение места изученного числа на числовом луче, схема которого висит на доске на всех уроках математики при изучении первого десятка и заполняется по мере знакомства с числами. Лабораторные работы организуются в малых группах или в парах на этапе открытия нового знания или первичного усвоения знаний.

Предметная цель проведения данных работ – формирование не абстрактного понятия числа, а связанного с чувственными восприятиями, которое дает представление об изменении числа, о сравнении чисел, составе чисел, приведет к идее действий над ними.

Лабораторные работы, проводимые при изучении первого концентра:

 

Тема урока

Этап урока

Примерная деятельность учащихся в ходе лабораторной работы

Один – много

Первичное закрепление полученного  знания

Учащимся, работающим в парах,  предлагается прямоугольный лист цветной бумаги, разделенный на квадраты со стороной 3 см. При помощи наводящих вопросов и инструкций учителя дети делают вывод, что на листе квадратов «много». Затем отрезают один квадрат, сравнивают сначала на глаз, а затем наложением с оставшимся множеством квадратов и делают вывод, что «один» меньше, чем «много». Далее отрезаются части от листа, каждый раз  делается сравнение размеров оставшегося листа с условной единицей. Дети приходят к выводу, что, независимо от количества, «один» будет всегда меньше, чем «много».

Число и цифра 2

Формирование нового знания

Учащимся, работающим в парах,  раздаются кусочки тесьмы длиной 10 см и 20 см, предлагается их сравнить, указать ту, которая больше. Учитель показывает, как маленькой тесьмой замерить большую и узнать, сколько раз маленький кусок тесьмы укладывается на  большом (2 раза).  Делается вывод, что «два больше одного» и что «один и один - это два». Происходит знакомство с термином «длина».

 

Число и цифра 3

Формирование нового знания

Учащиеся работают в группах. На столе у учителя пластиковые стаканы с водой, 3 одинаковых стеклянных сосуда с намеченными на нем делениями, у учащихся - мисочки с крупой,  прозрачные пластиковые мерные емкости и пластиковые стаканчики 50 мл. Учитель объясняет смысл понятия «объем», проводит манипуляции с водой, а учащиеся их повторяют с крупой и делают выводы. Сравниваются по объему емкости, в которых насыпано 1 и 2 стакана крупы или воды, затем третья емкость заполняется тремя стаканами жидкости или воды и сравнивается с предыдущими объемами. Предлагается выстроить емкости в порядке увеличения объема. Полученные результаты сравнения чисел записываются на числовом луче. Далее, знакомясь с новым числом первого десятка, учащиеся каждый раз отмечают изученное число на числовом луче.

Число и цифра 4

Первичное закрепление полученного  знания

Учащиеся в парах работают с полосками бумаги, измеряют их, взяв за условную единицу самую маленькую полоску. Делают вывод, что 4 на 1 больше, чем 3, что получить число 4 можно при сложении: 1 + 3, 2 + 2. На этом же уроке предлагается поделить полоску, длина которой равна 4 условные единицы, на равные части, что служит пропедевтикой темы «Деление».

 

Дальнейшее знакомство с числами первого десятка предполагает еще одну лабораторную работу с весами и гирьками различного достоинства. Учитель знакомит учащихся с понятием «вес». Проведение лабораторной работы при изучении каждого числа первого десятка Коломникова О.А. считает не рациональным, так как однообразие методов обучения приводит к снижению познавательных универсальных учебных действий.

Таким образом, при знакомстве с первым десятком учащиеся не только наглядно изучают новый материал, но и учатся понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, применять предложенные учителем способы решения учебной задачи, принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию, осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, т.е. формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Изучая числа второго концентра (11-20) традиционным способом, учащиеся механически заучивают таблицы сложения и состав чисел 11-19. В ходе проведения лабораторных работ при изучении данного концентра автором предлагается составление группой учащихся альтернативных таблиц сложения, основанных на алгоритме сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Оборудованием для таких лабораторных работ выступают цветные полоски бумаги, разделенные на квадраты, и листы с заготовками для будущих таблиц. Выполняя инструкции учителя, учащиеся изготавливают учебные пособия, которые впоследствии вывешиваются в классе, отрабатывают навык сложения, выделяя десяток и единицы, приходят к мысли о позиционной системе счисления.

Лабораторная работа проводится 2 урока, по 8-10 минут на каждом, реализуется на этапе получения нового знания и носит частично-поисковый характер. На первом уроке составляются таблицы сложения с переходом через десяток для чисел 2-6. Учащиеся разделены на 3 группы. Первая группа составляет таблицу сложения с числом 6, вторая – таблицу сложения с числами 5 и 2, третья группа – с числами 3 и 4. Принцип выполняемой учащимися работы, автор АПО показывает на примере процесса изготовления таблицы сложения с числом 4.

В картах, которые розданы группам перед проведением лабораторной работы есть  3 таблицы 2х10 клеток, рядом с каждой - клетки для записи полученного в ходе лабораторной работы примера на сложение. Розданы синие полоски, разделенные на 7, 8, 9 квадратов. В каждой таблице на этом листе уже приклеены по 4 желтых квадрата. Школьникам необходимо следовать обозначенным в карте инструкциям и разрезать синие полоски так, чтобы количество квадратов на первой полоске дополнило первую строку до десятка, а оставшиеся квадраты второй полоски нужно приклеить во вторую строку таблицы. Таким образом, дети получают наглядное изображение процесса сложения с переходом через десяток и оформляют вывод в форме записи:

4+7=(4+6)+1=11

4+8=(4+6)+2=12

4+9=(4+6)+3=13

В ходе лабораторной работы школьники должны самостоятельно распределить обязанности в группе: выбрать, кто будет читать задания на карте, кто разрезать полоски квадратов на части, кто будет приклеивать отрезки и кто пойдет к доске объяснять принцип сложения с переходом через десяток с числом 4. Задания карты сформулированы таким образом, чтоб у учащихся возникла необходимость проводить рефлексию собственной деятельности на каждом этапе лабораторной работы.

На втором уроке учащиеся так же работают в трех группах и  изготавливают таблицы на сложение с числами 7, 8, 9. Дальнейшее изучение раздела происходит с опорой на изготовленные учащимися в ходе лабораторных работ наглядные пособия.

Изучаемая во втором концентре тема «Переместительное свойство сложения» тоже может быть раскрыта путем проведения лабораторной работы. Ребятам в парах предлагается закрасить в данных учителем карточках 3 синих и 2 красных квадрата. Сосчитать полученное множество и записать проделанные действия на математическом языке (3+2=5). Ниже в карточке закрашивается 2 синих и 3 красных квадрата, делается запись: (2+3=5). И закрашенные множества, и математические записи сравниваются. Делается вывод о равном результате проделанных действий. Далее в группах учащиеся работают с весами. На одну чашу весов ставятся гирьки 1 г и 4 г. На вторую чашу весов сначала ставится гирька достоинством 4 г, а затем 1 г. Делается вывод о том, что весы в равновесии, суммарный вес  на левой и правой чаше одинаков.  Формулируют вывод на математическом языке (1+4=4+1) и правило: от перестановки слагаемых сумма не меняется.

Таким образом, при изучении второго концентра лабораторные работы имеют частично-поисковый характер, позволяют учащимся самостоятельно распределять работу в группах, планировать, корректировать действия, адекватно оценивать свои действия и действия других, понимать информацию, переводить её в разные модели, заносить данные в таблицу, т.е. наряду с формированием предметного результата, происходит формирование регулятивных универсальных учебных действий.

При изучении третьего концентра «Сотня» происходит знакомство с операциями умножения  и деления чисел. Этот концентр также изучается при помощи метода лабораторных работ. В первом классе, как описывалось выше, ведется пропедевтика деления: при изучении числа 4 дети знакомятся с делением пополам, разрывая полоски квадратов на равные части, а при изучении числа 6 – деление на равные части. Дальнейшее знакомство с операциями умножения и деления Оксана Александровна предлагает проводить при помощи лабораторных работ (Приложение 3).

При изучении темы «Умножение» проводится лабораторная работа в группах. Лабораторная работа будет иметь поисковый характер.  Цель: знакомство учащихся с понятием умножения, раскрытие смысла действия умножения. Оборудованием послужат миски с крупой, пластиковые стаканы емкостью 50 мл и 500 мл. Каждому участнику группы предлагается насыпать 3 маленьких стаканчика крупы в большой стакан. Затем учитель предлагает каждой группе выстроить все стаканы с крупой в один ряд. Участников в каждой группе разное количество. Учитель спрашивает, как удобнее сосчитать, сколько всего маленьких стаканов было насыпано в большие участниками каждой группы. Делается запись суммы одинаковых слагаемых. Учитель объясняет, что в математике сложение одинаковых слагаемых называется  «умножением», первый множитель показывает, какое число складывают, а второй множитель, сколько раз сложили данное число. После этого группам предлагается записать составленные ими примеры, заменив сложение умножением. Например:

3+3+3+3+3+3=18

3*6=18

При изучении свойства переместительного закона умножения удобно использовать перфорированные полоски квадратов. Учащиеся отрывают восемь полосок по три квадрата и 3 полоски по 8 квадратов. По наводящим вопросам учителя высказывают предположение о равенстве множеств, при помощи подсчета элементов множеств, проверяют данное предположение. Делают вывод, что от перестановки множителей произведение не изменяется.

Таким образом, лабораторные работы помогают учителю реализовать системно-деятельностный подход в обучении, формировать предметные и метапредметные универсальные учебные действия, разнообразить учебный процесс. Лабораторные работы позволяют учащимся самостоятельно распределять работу в парах и группах, планировать, корректировать действия, адекватно оценивать свои действия и действия других, понимать информацию, переводить её в знако-символьную форму, заносить данные в карту, анализировать, т.е. происходит формирование метапредметных универсальных учебных действий. Ученик из пассивного зрителя, превращается в активного участника образовательной деятельности, что в значительной мере способствует более глубокому осмыслению и усвоению материала, формирует умение самостоятельно получать знания и делать обобщения.

 

Раздел III.

Результативность опыта

Критерием результативности опыта является уровень сформированности у школьников 1-3 классов регулятивных УУД.

Для диагностики сформированности регулятивных универсальных учебных действий у учащихся на заключительном этапе использовались следующие материалы:

- тест Б. Бурдона (позволяет определить сформированность произвольного внимания у учащихся);

- тест Тулуз-Пьерона (позволяет определить скорость переработки информации, способность к концентрации внимания);

- методика А.Л. Лурия «10 слов» (позволяет оценить умение запоминать, сохранять, воспроизводить информацию).

Результаты исследования представлены на диаграмме:

 

Анализ данных мониторинга формирования регулятивных УУД показал стабильно высокий рост  сформированности у учащихся 1-3 классов регулятивных универсальных учебных действий.

Для определения уровня достоверности различий автор опыта сравнила результаты констатирующего и контрольного мониторинга при помощи критерия знаков G.  Оценка статистической достоверности различий по критерию знаков подтвердила положительную динамику формирования регулятивных учебных действий у учащихся (Приложение 4).

Помимо диагностических данных автором опыта были заполнены карты наблюдения, данные которых подтвердили результаты диагностики. Представленные результаты обследования учащихся свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. В классе, где работает автор, стабильно высокое качество знаний по математике. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшего использования лабораторных работ на уроках математики в 1-3 классах при изучении арифметического материала с целью формирования регулятивных результатов обучения школьников.