Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

08.03.2017 14:21

Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

«Сиди и не вертись!» – кому не знакома эта фраза? Между тем сорок лет наблюдений американского физиолога Лоуренса Морхауса подвигли его сделать вывод, что во время сидения не только можно, но и нужно ерзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. Движения обеспечивают лучшее кровоснабжение, питание мозга кислородом. Этот пример подтверждает исключительную значимость физминуток – традиционных упражнений, которые обеспечивают продолжительную концентрацию внимания, работоспособность, не допускают утомления и усталости. При использовании учитывается многое: какое время года, какая тема урока, какой урок по счету, какой этап урока, какое утомление следует снять и т. д. Например, чтобы преодолеть трудность, добиться успеха на уроке, вселить детям надежду и уверенность произношу следующие слова:

Жила-была плохая и скучная работа

Без ласки, без уюта, без главного чего-то,

Чего-то человечного, без сердца человечьего.

И сжалился над нею хороший человек.

 Сказал он ей, жалея: «Ты будешь лучше всех!».

За скучную работу он весело взялся,

И работа похорошела вся!.

Иногда предлагаю детям подвигаться свободно, как хочется им: покачаться березкой, достать до неба, распластаться на стуле как клякса, подвигаться как медуза, показать, какими они были, когда были маленькими, какими станут, когда вырастут.

Для предотвращения зрительного утомления в арсенале достаточное количество упражнений. Хорошо снимает напряжение таблица-тренажер – схема со зрительными траекториями, которую можно разместить на любой стене или даже потолке. На ней с помощью стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд (вверх, вниз, вправо, влево, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по «восьмерке»). Каждая траектория имеет свой цвет. Детям говорю так: «Побежали глазками по дорожке стадиона для глаз, теперь в обратном направлении).

Иногда использую и другие упражнения, дающие отдых усталым глазам (полагаю, они наиболее гармонично сочетаются с фрагментами урока). Положительно воздействуют на психоэмоциональную сферу, а также снимают и зрительное утомление такие релаксационные паузы как фиксирование, любование явлениями природы. Не оставляю без внимания такие «чудеса» как кружение осеннего листопада, обрушившийся как стена сильный ливень, медленный танец узорчатых снежинок. Или в одно прекрасное утро вдруг наступившая весна. Когда такое происходит, мы дружно встаем и подходим к окну – наблюдаем происходящее, восхищаемся, а значит, заряжаемся хорошим настроением, и глаза в эти паузы отдыхают.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Важным аспектом здоровьесбережения считаю регуляцию психологической и физической нагрузки на уроке. Понимаю, что одна из причин ухудшающегося здоровья школьников – недостаточные действия в отношении охраны здоровья именно на уроке. От урока зависит будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим. Прозвенел звонок. Первые минуты урока – особое время: настрой на урок, вхождение в урок – главное. Огромна роль слова, поэтому мои первые фразы могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно. Например:

•        Здравствуйте, мои дорогие, я рада вас видеть. Усаживайтесь поудобнее, мне поскорее хочется вас научить…

•        Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза, приступим к делу.

•        Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас  на уроке будет  много интересного.

•        Ребята! Согласна, произошли неприятности, но поверьте, все пройдет. Наберите побольше воздуха, выдохните все вредное и обидное, простите своих обидчиков и за дело! Все будет хорошо!

Конечно, кроме психологического словесного настроя, я еще много чего учитываю: какой это урок в расписании – после обеда или физкультуры, первый в понедельник или последний в пятницу, потому что в этом случае приходится разрешить дожевать пищу, отдышаться и привести себя в порядок, «разбудить» или успокоить. Как правило, некоторое послабление и терпимость в начале урока оборачивается более плодотворной работой в процессе.

Элементы цвето и музотерапии – один из компонентов здоровьесбережения, которые также можно успешно использовать. Например, наличие большого количества комнатных цветов благотворно влияет не только на органы дыхания, но и на цветовосприятие. Цвет можно учитывать и в дизайне кабинета. Цвет стен, парт, подставок, штор на окнах нужно подбирать с учетом комфортного созерцания, они имеют оттенки зеленого, что создает ощущение покоя, надежды, новизны, свежести. Для моделирования хорошего настроения выручает музыка. Музыкальное сопровождение можно  планировать в перемены, когда необходимо отвлечься от беспорядочной беготни. Произвольные танцевальные движения под ритмичную музыку позволяют детям «насытить» потребность в движении. Хорошее психо-эмоциональное состояние поддерживают «минуты радости» – любая приятная информация: сообщения, поздравления, объявления и др., «смехопаузы» – смешные истории, забавные случаи из жизни детей (обычно это бывает в первые дни после каникул).

Успешно трансформирует отрицательные эмоции в положительные, гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем дыхательная чудо-гимнастика А. Н. Стрельниковой.  Её проводят перед первым уроком, когда в помещении еще чистый воздух. Вдох носом – короткий, шумный, резкий, как укол. Выдох – ртом. Количество вдохов-выдохов минимум 16. Чтобы не сбиться со счета про себя проговорить считалку «Чижик-пыжик…». Движения такие: свести руки перед грудью, правая рука то сверху, то снизу. При встречном движении рук в момент быстрого и шумного вдоха сжимается верхняя часть легких.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.